Диагностика и обслуживание системы охлаждения

Предназначением системы охлаждения автомобильного двигателя является поддержание на оптимальном уровне его теплового режима, благодаря тому, что от деталей, которые нагреваются больше всего, отводится тепло. Причём делается это регулируемо.

Недостаточный отвод тепла приводит к перегреву двигателя, следствием чего является появление следующих отклонений:

  • не получается добиться развития максимального уровня мощности;
  • растёт показатель расхода горючего;
  • из-за нехватки количества смазки происходит быстрый износ деталей.

Для принудительного отвода тепла используются как воздушная система охлаждения, так и жидкостная. Последняя считается более эффективной, так как ею создаётся небольшое количество шума и обеспечивается лучший запуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха.

Особенности устройства жидкостной системы

Жидкостная система охлаждения включает в себя ниже перечисленные элементы:

  • Рубашка охлаждения, которая представляет собой пространство, образованное вокруг цилиндров с головками. В него заливается антифриз, или в крайнем случае вода.
  • Радиатор – конструкция, благодаря которой происходит охлаждение нагретой двигателем жидкости за счёт обдувания его поверхности воздухом.
  • Патрубки, посредством которых осуществляется соединение отдельных элементов в единую систему охлаждения.
  • Насос, с помощью которого обеспечивается циркуляция жидкости.
  • Термостат, который по сути своей является автоматическим клапаном, регулирующим поток жидкости таким образом, чтобы на начальном этапе двигатель быстрее нагревался, а затем эффективно охлаждался. Достигается это за счёт того, что когда клапан закрыт, то циркуляция жидкости происходит по малому кругу, а когда он открывается – по большому.
  • Вентилятор, благодаря которому повышается скорость, и увеличивается объём воздуха, попадающего на элементы радиатора.
  • Жалюзи, способствующие поддержанию определённого теплового режима.

Закрытость системы охлаждения позволяет поддерживать уровень избыточного давления на отметке до 100.0 кПа, что приводит к повышению температуры закипания жидкости до 120.0°С. Считается что идеальные условия для работы двигателя создаются тогда, когда он не нагревается выше показателя от 80.0-100.0°С.

Как и когда обслуживается система охлаждения

Многие водители считают, что всё обслуживание, необходимое для системы охлаждения, заполненной антифризом, сводится к контролю за появлением течи и затягивании хомутов в местах соединения патрубков с отдельными элементами. Забывая при этом, что охлаждающую жидкость необходимо периодически менять.

Необходимость в замене возникает в следующих случаях:

  • Охлаждающая жидкость постарела, что приводит к тому, что она начинает сильнее пениться. Следствием этого является ухудшение способности передавать тепло, а это может привести к перегреву двигателя.
  • Если антифриз приобретает рыже — бурый цвет, так как это является свидетельством возникновения коррозии на металлических деталях.
  • Когда, даже при самых незначительных минусовых температурах, антифриз становится желеобразным, что свидетельствует о высоком содержании в нём воды.
  • После того как в систему пришлось добавлять не прошедшую специальную подготовку воду. Такая ситуация часто возникает при проведении самостоятельного ремонта системы охлаждения в условиях отсутствия СТО, такого, например, как замена прохудившегося патрубка.