Инструментальный и технический контроль

То, как и когда владельцы автомобилей должны проходить государственный технический осмотр с использованием средств инструментального контроля в полной мере отображается в соответствующих законах, постановлениях, приказах и ПДД. Всю эту информацию можно получить из первоисточников, а потому мы не будем на них останавливаться и рассмотрим вопрос о том, как инструментальный и технический контроль производится.

Процедура инструментального и технического контроля, определённые ГОСТом 25478-91, включает в себя несколько операций:

  1. Входной контроль. На этом этапе проверяется наличие следующих документов:
    • квитанции, подтверждающей оплату налогов владельцем транспортного средства;
    • документ, подтверждающий регистрацию автомобиля либо технический паспорт;
    • установленного образца медицинская справка, подтверждающая годность для управления автомобилем данной категории;
    • документ, в котором подтверждается право владения предоставленным на проверку транспортным средством;
    • гражданский паспорт владельца ТС.

    Кроме того, на этом этапе выполняется:

    • сверка соответствия номеров на кузове, шасси и двигателе автомобиля с теми, которые имеются в регистрационных документах;
    • по базе данных ГИБДД проверяется не находится ли транспортное средство в розыске;
    • проверка состояния основных кузовных узлов, таких как ремни безопасности, замки на автомобильных дверках, сиденья, противосолнечные щитки, зеркала заднего вида и другие;
    • ревизия внешнего вида.
  2. На специально для этой цели оборудованных площадках проверяются тормозные системы. Также эта проверка может производиться на стендах проверки тормозов, которые могут быть либо площадочного, либо барабанного типа.
    С помощью этих стендов имеется возможность сделать оценку тормозного усилия на колёса по отдельности. Помимо этого, стенды позволяют определить наличие неравномерности срабатывания тормозных механизмов на осях машины, что оказывает негативное влияние на показатели устойчивости в процессе торможения транспортного средства.
  3. Проверка функционирования рулевого управления. Она также производится на стендах, предназначенных для этой цели. На них, применяя знакопеременные нагрузки, приложенные к управляемым колёсам, имеется возможность обнаружения дефектов, которые имеются в различных узлах и элементах подвески.
    На таких стендах, как правило, устанавливается импульсное освещение, синхронизированное с перемещением, осуществляемым нагрузочными площадками. Возникающий во время проверки на таком стенде стробоскопический эффект позволяет оперативно и точно определиться с наличием люфтов и дефектов в различных деталях.
    Для измерения величины суммарного люфта используется прибор, который так и называется – люфтомер. С его помощью определяется угол, на который осуществляется поворот колеса, когда к нему осуществляется приложение знакопеременной нагрузки, дозирующейся согласно методике испытаний.
  4. При проверке внешних осветительных приборов производится сверка их соответствия по типу, имеющемуся количеству, цветности, углу видимости и месту расположения ГОСТу 8769. ТА на соответствие требованиям, прописанным в ГОСТ 25478-91 проверяется куда направлен световой пучок, как он распределяется и с какой силой.
  5. Осуществляется визуальный осмотр состояния шин и колёс. Единственный замер, который при этом производится – глубина протектора, и он не должен быть меньше:
    • для легковых машин – 1,6 мм;
    • для грузовых транспортных средств – 1,0 мм;
    • для автобусов — 2,0 мм.